electrichk
Всё под контро...
Январь:
1. Константин Арбенин "Король жил в подвале и другие сказочные истории" [заглавная повесть разочаровала, слишком безысходно и непонятно. А вот среди коротких сказок всегда находится что-нибудь до боли актуальное.]

Февраль:
2. Сергей Довлатов "Чемодан" [интересные истории и приятный стиль изложения, но избыток ностальгии немного раздражает. Почему-то ожидала большего. Лёгкое чтение, как мне сейчас кажется.]
3. Дуглас Хофштадтер "Гёдель, Эшер, Бах" [заслуживает отдельного поста]

Март:
4. Чайна Мьевиль "Железный совет" [как обычно, всё читаю в неправильном порядке, наверное, из чувства протеста; вначале было сложно не бросить (было похоже на очень плохое фэнтези, вроде Перумова), дальше стало интересно, потом пробрало. Мозговыносящие идеи, крутой стиль и крутой перевод. Понравилась революционная тема, хотя, возможно, я принимаю своё отношение за авторское. Не понравились объяснения, такое чувство, что автор сам не очень понимает логику мира, но пытается создать видимость её наличия. Особенно чувствуется на контрасте с HPMOR. ]
5. Дэниел Киз "Множественные умы Билли Миллигана" [всё это ужасно интересно, хотя и не так жутко, как в книге Сакса. Страшно другое: очередное напоминание, что в реальном мире не существует никакого верховенства логики, закона и здравого смысла. Всё это — просто факторы, которые действуют наряду с остальными, такими как давление власти и общества, собственные моральные заблуждения... Мир сложный, короче. Стиль изложения не понравился, непоследовательный (то протокольный, то внезапно описание внутренних переживаний второстепенных персонажей), но это можно понять.]

Апрель:
6. Умберто Эко "Таинственное пламя царицы Лоаны" [удивительно, сколько всего я знаю и могу понять. Хотя без примечаний было бы всё-таки сложно. Замечательный лёгкий стиль, но не покидало ощущение искусственности. Слишком специфичные, условные ограничения. Слишком легко герой по архивным данным восстанавливает неизвестную ему реальность. Ладно, книга о другом. Наверное. Культурно-историческая информация интересная.]
7. Нил Гейман "Коралина" [фигня для детей и написано плохо]
8. Герман Гессе "Паломничество в страну Востока" [как это туманно и возвышенно, и тем не менее всегда задевает что-то глубинное, описывает сложные и болезненные состояния разума. Вроде как невнятная тоска по непонятно чему, то ли утерянному, то ли никогда не существовавшему.]
9. Уильям Голдинг "Повелитель мух" [интересно, насколько легко мне было в это поверить. Здорово и точно описаны все эти процессы потери реальности и вообще социальное поведение. А вот стиль описаний ужасно вычурный, это неприятно и неуместно.]

Май:
10. Эрнест Хемингуэй "Старик и море" [это красиво. Поневоле проникаешься. Образец смирения и доверия к миру.]
11. Иоганн Гёте "Страдания юного Вертера" [я ожидала чего-то детского и поверхностного, есть некое предубеждение против старых книг, хотелось ознакомиться просто для общего образования. Но внезапно оказалось очень умное произведение, реалистично и в подробностях описывающее психологическую трансформацию человека. Видимо, я зря приписывала свой сторонний взгляд автору, так что была удивлена, когда узнала, что история автобиографическая. Наверное, на самом деле там заложено не так уж много критики, всяко недостаточно, чтобы многочисленные последователи героя могли бы её заметить.]

Июнь:
12. Карел Чапек "Война с саламандрами" [собственная историческая безграмотность не позволяет оценить это в полной мере, но всё-таки степень проработанности впечатляет. И вообще ужасно реалистично, при всей гротескности и цинизме.]

Июль:
13. Фёдор Достоевский "Идиот" [вначале поразила невероятная степень хамства и бестактности в общении между собой практически незнакомых людей. Я была убеждена, что "в свете" более вежливое обращение должно быть в ходу. Интересен язык, сходу сложновато понять смысл всевозможных намёков и эвфемизмов. А что до морали, так это, кажется, в принципе ключевая идея русской литературы (Достоевского в особенности): что мораль заключается исключительно в рассуждениях, мотивах, во внутренней чистоте и тонкости чувствования, короче, полностью зациклена на себя и на свой богатый внутренний мир, а действия и другие люди — это уже другое, это не о морали вовсе.]
14. Сергей Довлатов "Иностранка" [стало противно. Бестактное и фамильярное отношение к персонажам, никакого уважения, чувствуешь себя подглядывающим в чужую форточку. Утрированные характеры и бесконечное обсасывание еврейских штампов, фу.]
15. Джон Фаулз "Коллекционер" [не вставило, только ещё унылее стало. Хотя зацепила тема безответственного отношения в конце. Так часто бывает, когда что-то не принимаешь всерьёз: вроде и имеешь сознательную цель, вроде даже и веришь в неё, но до действий не доходит. Или же наоборот...]

Август:
16. Эрнест Хемингуэй "Праздник, который всегда с тобой" [невероятно скучно. Показалось, что автор писал текст для себя на память. Большому фанату личности писателя должно быть интересно, конечно. Хотя под конец даже понравилось, стали заметны тонкие интонации и юмор.]
17. Питер Уоттс "Ложная слепота" [это невыносимо круто. Содержание на грани понимания, научная строгость и безупречный стиль (и перевод) — после этого можно браться только за очень другие книги, на научную фантастику больно смотреть. ...Правда, кажется, ощущение обогащения и понимания чего-то важного, которое появляется от таких книг, вовсе не означает какого бы то ни было качественного улучшения предсказательных способностей. Или нет, кто знает.]

Сентябрь:
18. Антон Макаренко "Педагогическая поэма" [ей посвящён отдельный пост]
19. Энди Вейр "Марсианин" [книга крута своей научной составляющей. Восхищает скрупулёзность автора и находчивость героя. Сюжет действительно увлекательный. Но вот качество текста, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Можно простить то, что разжёвываются самые очевидные вещи, а многие подробности повторяются несколько раз подряд для лучшего понимания. Но автор же постоянно разрушает все созданные им условности! Если по сеттингу текст является записью в бортовом журнале, то откуда в нём пространные объяснения того, что для автора журнала давно известно и очевидно? Какому такому читателю адресует свой дневник герой, который находится в шоковом состоянии и в ближайшей перспективе озабочен исключительно выживанием? Это настолько грубо и некрасиво, что после "Ложной слепоты" я вообще не могла читать эту книгу, и пришлось её отложить на потом.]

Октябрь:
20. Айн Рэнд "Источник" [внезапно тоже отдельный пост]
21. Орсон Скотт Кард "Игра Эндера" [хорошая годная гуманистическая фантастика]

Декабрь:
22. Роберт Пенн Уоррен "Вся королевская рать" [восприятие книги зависит от степени приближения. Крупный план: язык очень выразительный, сочные метафоры, не бросила в самом начале, потому что книга с таким языком не может быть плохой. Средний план: в основном читать скучно и утомительно. Дневники, жизнеописания, сентиментальные воспоминания и философские размышления занимают большую часть текста. Вероятно, всё это необходимо для передачи идеи, но чтобы получить от этого удовольствие, нужно быть историком. Общий план: интересны идеи и общий сюжет. Хорошо показано, как картина мира человека определяет его дальнейшую деформацию. И вообще много разных картин мира. Красивые рефрены на разных уровнях: от повтора фраз до повтора сюжета для разных персонажей.]
23. Эрнест Хемингуэй "Опасное лето" [поразительно, как отвратительный по сути процесс демонстративного убийства можно воспринимать как сложное искусство с кучей тонкостей. Поразительно даже не то, что куча людей так к этому отосится, а как формируется моё отношение: вначале описания сцен корриды вызывают скорее брезгливость, но по мере прочтения приходится таки согласиться, что это красиво, и чуть ли не проникнуться авторским отношением, абстрагируясь от насильственного содержания явления. Как-как, да можно просто не думать об этом, и всё.]
запись создана: 28.02.2015 в 02:44