02:44 

booklog

electrichk
Всё под контро...
Январь:
1. Питер Хёг "Фрёкен Смилла и её чувство снега" [красиво написано, познавательно, яркий образ героини. Но совершенно невнятный конец — полуфантастический, при том что в книге до этого нет намёка на фантастику, и с главным злодеем в лучших традициях американских комиксов. Чувствуется злоупотребление некоторыми элементами стиля, в частности, внезапными отступлениями от темы в критический момент для объяснения чего-то не упомянутого ранее. Ещё возможностей моего мозга не хватает для хранения такой кучи деталей и имён — но это проблема скорее меня, чем книги.]

Февраль:
2. Нил Шустерман "Здесь был Шва" [я поняла, чего мне не хватает — книг про адекватно ведущих себя людей. Эта книга увлекательная и умная, с вниманием к людям, но без занудства. Очень в тему, нужно больше такого.]
3. Фэнни Флэгг "Жареные зелёные помидоры в кафе Полустанок" [это семейная сага, может, поэтому напомнило Маркеса. Очень атмосферно, Америка начала двадцатого века — это какой-то уникальный самобытный мир из блёклых фильмов и потёртых открыток. Как бы понять, насколько он похож на правду. Шокирует всё связанное с расовой сегрегацией, точнее, то, что всё это было так близко к нашему времени — неудивительно, что они сейчас так заморачиваются на эту тему. Уютная, домашняя книга, похожая на песни Тикки Шельен.]

Апрель:
4. Грегори Дэвид Робертс "Шантарам" [сложно описать, насколько это всеобъемлющая книга — не только об Индии, не только о преступности, даже не только о людях, но и о всей сложности и неоднозначности мира. Эта книга действительно учит принимать разное. При этом стиль изложения невероятно патетичен, любое событие сопровождается рассуждением о превратностях судьбы. И это можно понять — похоже, что именно так и вынуждены мыслить люди, которых жизнь серьёзно поломала. В целом пафос кажется уместным и почти не раздражает, читается на одном дыхании. Ещё подкупает предположительная реальность описанных событий. История подаётся как частично автобиографическая, но рукотворный сценарий чувствуется — чеховских ружей в тексте хватает.]

Июнь:
5. Меир Шалев "Русский роман" [это похоже на смесь Маркеса и Довлатова. Семейная сага со своей атмосферой, даже с элементами магического реализма, но такого приземлённого, прикрытого рамками семейных баек и детских воспоминаний. Со специфическим тонким юмором. С изобилием интимных подробностей, включая физиологические. Ну и множество культурно-исторических деталей об Израиле начала двадцатого века, мягкое погружение в их жизнь и быт. Хотя читается не очень легко, надо признать.]

Июль:
6. Дуглас Адамс "Автостопом по галактике" (вся серия*) [книга, состоящая из деталей. То и дело забываешь, к чему ведёт сюжет, с чего всё начиналось и почему вообще. Но при этом её всю хочется разобрать на изолированные цитаты, каждый отдельный момент следует строго абсурдной логике и бьёт точно в цель. Что-то подобное было у Лема, но сухое и картонное — персонажи Адамса куда более живые и реалистичные, им можно всерьёз сопереживать. А для того, чтобы увидеть весь пазл целиком, действительно необходимо прочитать все части до конца. *Под всей серией я имею ввиду пять основных книг плюс маленький рассказик "Зафод делает чистую работу" (возможны варианты названия).]

Август:
7. Нил Шустерман "Энси — хозяин времени" [книга чуть менее насыщенная смыслом, чем "Здесь был Шва", но тоже яркая, интересная и с неплохим набором наблюдений о людях. Подросткам рекомендовать обязательно. Как муми-троллей важно прочитать в 7 лет, так Шустермана в 13 — это доступный гайд по всяким социальным штукам, которые далеко не всем даются от природы.]
8. Кэтрин Стокетт "Прислуга" [насколько всё-таки условны наши понятия нормального и естественного. Какие-то 50 лет назад в цивилизованной вроде бы части света... Даже если знать что-то об истории расовой сегрегации в Америке, всё равно эта книга очень расширяет горизонты — помимо шокирующих фактов, там показана политическая реальность той эпохи и типичные наукообразные аргументы за сегрегацию. Звучит логично, приходится задуматься — а не мыслю ли я так же?]

Сентябрь:
9. Нил Стивенсон "Криптономикон" [ужасно круто, почему я не добралась до него раньше? Стиль безупречен, и перевод Екатерины Доброхотовой-Майковой отличный. Книга лёгкая для понимания, все технические подробности раскрываются очень подробно, но не возникает ощущения объяснения для чайников. Больше всего мне понравилось, как аккуратно автор обращается с информацией: он не заставляет читателя держать в памяти огромную массу разрозненных деталей, а подаёт информацию из одной ветки повествования как раз тогда, когда она нужна в другой ветке. Звучит банально, но, кажется, мало кто из авторов так поступает (яркий антипример — Пратчетт); благодаря этому читается очень комфортно, вся книга размещается в памяти в виде стройной структуры, и создаётся ощущение порядка. Ещё такие книги создают дополненную реальность: с моими скромными познаниями в истории, географии и технологии сложно разобраться, что в книге основано на реальных данных, а что — выдумка автора. Это неизбежно приводит к тому, что моя картина мира засоряется выдуманными подробностями.]
10. Эмма Донохью "Комната" [ну, написано довольно картонно. Авторский стиль не позволяет забыть, что вся ситуация выдумана и является всего лишь мысленным экспериментом человека, который не слишком глубоко знаком с темой. Но при этом захватывающе, я как-то умудрилась прочитать всю книгу за день или два. Поднимаются интересные и неочевидные вопросы. Ярко иллюстрируются ключевые особенности детской психологии, о которых многие и не подозревают — а в книге раскрыты механизмы многих типичных явлений. Ну и эксперимент всё-таки интересный и проведён достаточно прилежно, явных логических косяков я не заметила.]

Ноябрь:
11. Кейт Фокс "Англия и англичане. О чём молчат путеводители" [длинная, занудная, медленно читаемая книга с кучей подробностей, но ужасно интересно, она просто открыла мне глаза. Можно сказать, что на примере Англии разбирается по косточкам идея классовости в принципе — я раньше даже не задумывалась, не замечала этих деталей в себе и окружающих, а тут скрупулёзно и по много раз объясняется логика любых классовых особенностей. Что касается "типично английских" черт — то ли многие из них всё-таки общекультурные, что бы там автор ни говорила, то ли наша постсоветская культура неожиданно близка к английской, но я прямо англичанкой себя почувствовала во многих чертах. Поразила идея, что те черты, которые я всегда считала недостатком и стремилась в себе искоренять, где-то, оказывается, считаются нормой, культурной особенностью или вообще предпочтительным поведением. И да, кажется, я очень смутно представляю свои культурные нормы — было бы здорово почитать такую книгу про постсовок.]
12. Тед Чан "История твоей жизни" [научные образы красивые, интересно с ними поиграть, но способ подачи не понравился. Части текста, посвящённые эмоциональным переживаниям, как по мне, слабоваты — несколько испортило впечатление. Вообще многие моменты сильно напоминают "Ложную слепоту" в упрощённом варианте (хотя временной порядок обратный, да.)]

Декабрь:
13. Антония Байетт "Обладать" [я несколько раз бросала в самом начале, потому что литературоведение, серьёзно? А потом осилила наконец первую главу и оказалось, что там целый мир. Персонажи невероятной глубины, со всем своим литературным наследием и историческим окружением. Персонажи живые и рефлексирующие, выходящие за рамки постмодернизма. История с многократными внутренними отражениями, разные слои повествования переплетаются и сливаются, как бутылка Клейна. И стала, кажется, понятнее миссия литературоведения — это такая попытка оживить людей, которые это заслужили.]
14. Тед Чан "72 буквы" [опять же, идея красивая, но чересчур затянуто, как по мне, не обязательно разжёвывать аналогию до такой степени. Или, может, живости не хватает, слишком уж всё сухо и математично. Как будто чертёж вместо скетча.]

---------------------
... Жозе Сарамаго "История осады Лиссабона"
... Светлана Алексиевич "Время сэконд хэнд"
запись создана: 28.01.2016 в 01:11

URL
Комментарии
2016-09-09 в 22:25 

Фабий
Нил Шустерман "Здесь был Шва"
О, ты всё же прочла! Здорово) А вторую часть я так и не начну слушать...


А для того, чтобы увидеть весь пазл целиком, действительно необходимо прочитать все части до конца.
Шестую часть от Йона Колфера я так и не осилил. Хотя «Мир Фантастики» его продолжение хвалил, типа "мы боялись, что он всё запорет, а нет".
Что я могу сказать.
А да.
:-/

2016-09-09 в 23:33 

electrichk
Всё под контро...
Какого йона колфера? Я читала только 6 частей оригинала

URL
2016-09-09 в 23:45 

electrichk
Всё под контро...
А, я поняла, я посчитала за отдельную часть маленький рассказ Адамса "зафод делает чистую работу" (в других переводах "молодой зафод развлекается"). Но мне он показался чем-то вроде коды, я даже не подумала, что он не вполне каноничен)

URL
2016-09-10 в 00:18 

Фабий
electrichk, нет, есть шестая часть якобы по черновикам и с разрешения жены ,как оно обычно бывает. Там есть скандинавские боги и всё такое)
oz.by/books/more10258604.html
Мне показалось довольно занудным, хотя и были некоторые весёлые моменты, но к ним нужно продираться. Хотя, возможно, это у меня такая реакция..? Но я честно покупал книгу, стараясь не быть предвзятым.

     

Мостовая

главная