Всё под контро...
Февраль:
1. Константин Арбенин "Иван, Кощеев сын" [книга очень арбенинская, невозможно при прочтении не представлять себе его голос и интонации (кажется, после временного помешательства на Мельнице я снова люблю Арбенина). Грустная, тёплая и жизненная.]
2. Ричард Фейнман "Фейнмановские лекции по физике, часть 1" [пожалуй, всё-таки не лучшей идеей было переизучать физику в автобусе по дороге на работу. Вначале, когда я обнаружила, что многие рисунки перепутаны местами, все сколько-нибудь нетривиальные символы потеряны, а половина формул переведена в текст с потерей спецсимволов и форматирования... мне показалось, что это неплохое упражнение на внимательность и критическое мышление. Но ближе к концу ресурсов мозга уже не хватало на восстановление утерянной информации. Не могу сказать, что мне удалось построить для себя достаточно чёткую модель физических знаний. Но написано очень классно. Подход совершенно непривычный и, кажется, правильный. Надо будет перечитать потом.]

Март:
3. Айзек Азимов "Прелюдия к Академии" [перевод не настолько отвратителен, как в версии с Основанием, однако всё равно достаточно печален, если и буду читать дальше, то уже только в оригинале. Но... как-то не впечатлила меня старая добрая классическая НФ с рисованными персонажами и линейным сюжетом. Может, остальная серия и получше, но пока мне сложно оценить её эпохальность.]
4. Джером Сэлинджер "Над пропастью во ржи" [хорошо, что не прочитала в соответствующем возрасте; сейчас же как-то отстранённо воспринимается, со снисходительным пониманием. Стоит прочитать, но только в стабильном психическом состоянии, соблюдать технику безопасности, в общем.]

Апрель:
5. Василий Аксёнов "Остров Крым" [не про сегодняшнюю ситуацию, конечно, но аналогии с реальностью то здесь, то там, то чисто внешние, а то в самую суть. А текст великолепный.]
6. Терри Пратчетт "Мрачный жнец" [всё же Пратчетт определённо не моё... у него, конечно, встречаются интересные идеи и фразы, но что меня раздражает больше всего — это неимоверное количество мелких персонажей, имён которых я никогда не могу запомнить и которые непрерывно формируют какую-то нелепую унылую клоунаду, отвлекающую от основых сюжетных линий. И ещё на каждом шагу нераскрытые недосказанности, которые и разгадывать-то не хочется, влом. Но раздражает.]

Май:
7. Виктор Пелевин "Жёлтая стрела" [ну такое... любопытно, но не более.]

Июнь:
8. Анна Франк "Дневник Анны Франк" [кому о чём, а мне о пугающей способности человека к адаптации. Какая бы жесть ни происходила вокруг, проходит некоторое время, и уже вполне можно писать о мальчиках и о своём богатом внутреннем мире. Вот и сейчас... А здесь внезапно более сильный текст.]
9. Роберт Шекли "Избранное" [раньше я как-то не замечала жесточайшую концентрацию мужского шовинизма в его рассказах. А также то, что большая часть фэйлов у него оказывается вызвана отсутствием даже минимального тестирования и прямо-таки фантастическим доверием к роботам.]

Июль:
10. Братья Вайнеры "Эра милосердия" [стиль местами неприятный, переигранный. И просторечие это... забавно, неужели в те годы действительно так говорили? Но динамично и атмосферно, душевно. Здорово передано настроение того времени, если, конечно, это правда. Хоть и слишком рафинированно высокоморальные персонажи, тот же Шарапов, да и вообще чёткое разделение на хороших и плохих. Но под конец даже меня пробрало.]

Октябрь:
11. Фрэнсис Скотт Фитцджеральд "Великий Гэтсби" [стиль невероятно мерзкий. Перевод, конечно, очень плох, но одним только переводом не удалось бы достичь такого эффекта. Огромный объём жеманных и вычурных описаний всего подряд, банальных и никакого смысла не несущих, приходится буквально продираться через эту массу переусложнённых словесных конструкций. Постоянная внезапная смена точки зрения (рассказ вроде от первого лица, но ни с того ни с сего начинается описание мыслей и чувств другого персонажа — без каких-либо пояснений о том, откуда первое лицо всё это знает). Искусственный сюжет без внутренней логики. Короче, Фитцджеральд — писатель никуда не годный, не понимаю я эту вашу классику. Да, ещё поневоле подстраиваешься под стиль читаемой книги, и это, скажу я вам, преотвратительнейшее ощущение.]
12. Оскар Уайлд "Портрет Дориана Грэя" [не могу сказать, что эта книга "развращает", как было обещано; всё потенциально развращающее заведомо не проходило через фильтр. Изящный стиль не раздражает, собственно, весь пафос вложен в уста персонажей, авторский же текст достаточно честен. Увлекательно, содержит интересные идеи, стоит прочитать.]
13. Дэниел Киз "Цветы для Элдрежнона" [это невероятно сильно. Пугающе откровенно и пронзительно глубоко. Осторожно, жёсткий психоанализ. Осторожно, может вызвать приступ острой ненависти к себе.]

Декабрь:
14. Джон Уиндем "День триффидов" [куда спрятаться от жуткой реальности? Только в книгу ещё более страшную. Конечно, это работает только с хорошо написанными книгами. Ближе к середине отпустило, правда, но начало пробирает.]