Всё под контро...
Я взялась читать эту книгу, потому что посчитала нужным ознакомиться с творчеством культовой писательницы. (Логичнее было бы начать с "Атланта", но меня заинтриговало название, к тому же "Источник" был в полтора раза меньше, и вообще я постоянно всё читаю наоборот.) Я долгое время боялась её читать, чтобы не запудрить себе мозги; слышала о ней много негативных отзывов. Но я не ожидала, что будет настолько плохо и толсто!
С первых же страниц автор прилагает все усилия, чтобы её симпатии и антипатии не остались незамеченными. Положительные персонажи (индивидуалисты) непременно стройные, красивые, необыкновенно талантливые и производят на людей гипнотическое впечатление. Отрицательные персонажи все сплошь жалкие идиоты. Аргументация их подчёркнуто примитивна, а личности изображены так, чтобы вызвать максимальное отвращение. Местами автор вяло пытается замаскировать свои оценки сарказмом на уровне семиклассника. Например, "в зале, который построил этот профессор архитектуры, было темно, холодно и душно, но всё это не имело никакого значения по сравнению с величием дорических колонн и изысканностью лепнины".
В мире Айн Рэнд основным средством коммуникации является телепатия. Любой мало-мальски разумный персонаж обязательно поймёт по глазам и положению пальцев, о чём другой персонаж думает, что чувствует и какие между ними внезапно возникли особые отношения, а также то, что другой это тоже понимает, и понимает, что он это понимает. Даже если он вообще-то социопат и людьми не интересуется с детства, а собеседника видит впервые в жизни.
Телепатия особенно пригождается в эротических сценах. Тем более пошлых отого, что автор наверняка была уверена, будто её эротические сцены совсем не похожи на типичный любовный роман, ведь её персонажи вообще не такие. Но нет, он врывается в её спальню, бросает её на кровать и насилует её ровно так, как она всю жизнь втайне желала.
О философии и говорить нечего. В книге противопоставляются крайний, условно говоря, "коллективизм" (отказ от личных интересов в пользу коллективных, уравниловка, подавление любых отклонений от среднего) и крайний "индивидуализм" (исключительно личные интересы принимаются во внимание; ценность человека определяется только тем, что он может сделать сам без чьей-либо поддержки.)
Но есть и светлые стороны. Мне понравилась архитектурная сторона книги, описание работы архитектора. Похоже, что Рэнд довольно основательно разобралась в теме. Мне близка авторская позиция, что красота здания должна происходить из его функции и конструкции, а не из искусственных украшений; возможно, это даже объясняет, почему мне не очень интересны города. Пожалуй, теперь я буду больше интересоваться архитектурой.
Ещё интересно, насколько и почему коллективизм/социализм связан с ограничением свободы самовыражения. Наверное, что-то в этом есть, взять хотя бы СССР (да, я помню, что Рэнд родом оттуда). Социализм влечёт тоталитаризм? Надо бы подумать об этом.
"Атланта" читать не буду, хватит, но постараюсь просмотреть что-то вроде этого, я считаю, уже можно.
С первых же страниц автор прилагает все усилия, чтобы её симпатии и антипатии не остались незамеченными. Положительные персонажи (индивидуалисты) непременно стройные, красивые, необыкновенно талантливые и производят на людей гипнотическое впечатление. Отрицательные персонажи все сплошь жалкие идиоты. Аргументация их подчёркнуто примитивна, а личности изображены так, чтобы вызвать максимальное отвращение. Местами автор вяло пытается замаскировать свои оценки сарказмом на уровне семиклассника. Например, "в зале, который построил этот профессор архитектуры, было темно, холодно и душно, но всё это не имело никакого значения по сравнению с величием дорических колонн и изысканностью лепнины".
В мире Айн Рэнд основным средством коммуникации является телепатия. Любой мало-мальски разумный персонаж обязательно поймёт по глазам и положению пальцев, о чём другой персонаж думает, что чувствует и какие между ними внезапно возникли особые отношения, а также то, что другой это тоже понимает, и понимает, что он это понимает. Даже если он вообще-то социопат и людьми не интересуется с детства, а собеседника видит впервые в жизни.
Телепатия особенно пригождается в эротических сценах. Тем более пошлых отого, что автор наверняка была уверена, будто её эротические сцены совсем не похожи на типичный любовный роман, ведь её персонажи вообще не такие. Но нет, он врывается в её спальню, бросает её на кровать и насилует её ровно так, как она всю жизнь втайне желала.
О философии и говорить нечего. В книге противопоставляются крайний, условно говоря, "коллективизм" (отказ от личных интересов в пользу коллективных, уравниловка, подавление любых отклонений от среднего) и крайний "индивидуализм" (исключительно личные интересы принимаются во внимание; ценность человека определяется только тем, что он может сделать сам без чьей-либо поддержки.)
Но есть и светлые стороны. Мне понравилась архитектурная сторона книги, описание работы архитектора. Похоже, что Рэнд довольно основательно разобралась в теме. Мне близка авторская позиция, что красота здания должна происходить из его функции и конструкции, а не из искусственных украшений; возможно, это даже объясняет, почему мне не очень интересны города. Пожалуй, теперь я буду больше интересоваться архитектурой.
Ещё интересно, насколько и почему коллективизм/социализм связан с ограничением свободы самовыражения. Наверное, что-то в этом есть, взять хотя бы СССР (да, я помню, что Рэнд родом оттуда). Социализм влечёт тоталитаризм? Надо бы подумать об этом.
"Атланта" читать не буду, хватит, но постараюсь просмотреть что-то вроде этого, я считаю, уже можно.